Марксистский экономический клуб

Советское 3D-кино

Просмотров: 791Комментарии: 0
Достижения СССРИсторический клуб 'Советский'

Сегодня мы наблюдаем необычайный рост популярности объемного стереокино. Новые голливудские стерео или, как теперь их называют, 3D-фильмы и мультики почти каждый месяц появляются на наших киноэкранах, обеспечивая прокатчикам огромные кассовые сборы, и, поддерживая тем самым зарубежную киноиндустрию.

Однако не все помнят, а многие и не знают, что в нашей стране существовало собственное стереокино. Еще 40 лет назад у нас производились свои стереофильмы и работали специализированные стереокинотеатры!

Вообще, экспериментальные работы по созданию стереокино в СССР, как и во всем мире, шли в 20-30-е годы. У нас с середины 30-х годов основные исследования в этой области велись во Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ). В 1935 году инженер С.П. Иванов запатентовал систему «растровой безочковой стереопроекции». Была создана уникальная технология, аналогов которой не было нигде в мире. И в феврале 1941 года в московском кинотеатре «Москва» прошла премьера стереоскопического фильма «Концерт / Земля молодости».

Благодаря специальному экрану Иванова зрители могли наблюдать объемное изображение без каких-либо дополнительных приспособлений. Это был первый в мире показ стереофильма без очков!

После войны распространение получил более дешевый анаглифический метод получения стереоизображения. Здесь объемный эффект достигался с помощью простого цветового кодирования кадров для левого и правого глаза. С помощью разноцветных очков (слева — красный, справа — синий) зрители видели объемное изображение.

Этой технологией в 1947 году были сняты черно-белые киноленты «Робинзон Крузо» и «Машина 22-12 / Счастливый рейс » с Николаем Крючковым и Михаилом Жаровым в главных ролях.

Затем в 60-е годы в НИКФИ была разработана система производства и показа стереофильмов «Стерео-70», которая признавалась одной из лучших в мире. В этой системе у нас в стране было снято немало кинолент , как документальных, так и художественных, и даже мультипликационных. Особенно много было снято детских стереофильмов. Вот только некоторые названия: «Таинственный монах» (1968), «Парад аттракционов» (1970), «Замурованные в стекле» (1978), «Всадник на золотом коне» (1980), «Ученик лекаря» (1983), «На златом крыльце сидели…» (1986) и др.

В 1967 году в СССР была принята концепция строительства сети стереокинотеатров. И в 80-х годах у нас в стране действовало уже 84 специализированных кинотеатра, где показывали только стереофильмы.

В начале 70-х годов в Москву приезжали канадцы Колин Лоу и Эрнст МакНабб, позднее создавшие систему IMAX-3D. Некоторые эксперты считают, что кое-какие идеи они позаимствовали у советской системы «Стерео-70».

Несмотря на то, что поляризационная технология всячески улучшалась, специалисты понимали, что возможности стереокино весьма ограничены. Поэтому в НИКФИ еще в 70-е годы стали разрабатывать технологию голографического кино с подлинно объёмным многоракурсным изображением. Исследования в этой области шли под руководством директора этого института профессора Виктора Григорьевича Комара, а разработка голографического кинематографа стала государственной программой.

Первый двухминутный голографический ролик, сделанный в НИКФИ, был показан в октябре 1976 года на XII конгрессе Международного Союза кинематографических организаций (УНИАТЕК) в Москве. Зрители были по-настоящему удивлены: объемные трехмерные изображения выходили из экрана и даже перемещались вокруг него.

Уже в 80-е годы группой профессора В.Г. Комара была создана действующая экспериментальная система голографического кинематографа. В 1986 году в НИКФИ была сделана камера для съёмок голографических фильмов. В том же году на киностудии им. Горького начали снимать первый голографический фильм, а правительство СССР приняло решение о постройке в Москве первого голографического кинотеатра на 50 зрительских мест.

Но началась перестройка, а затем наступили «лихие 90-е» годы и финансирование стерео- и голографического кино прекратилось. Перспективные наукоемкие разработки отечественных ученых-практиков оказались никому не нужны. Поэтому мало кому известно, что в 1991 году Американская академия киноискусств наградила НИКФИ «Оскаром» за систему «Стерео-70» и за технические достижения в области трёхмерного кино.

Оставьте комментарий!


Используйте нормальные имена

     

  

(обязательно)